Треккинг | Культура поведения курсанта в кинотеатре | Рельефы и росписи в гробницах фараонов Древнего Царства (Египет) | Кавказская война (1814-1864) как итог непонимания | Сюрреализм как направление в искусстве и литературе | Анализ структуры бюджета | Лингвистическая концепция Шлейхера | Експертиза в митних органах | Мир человека и человек в мире: философско-теоретические и научно-методологические аспекты

ЭССЕ ПО
ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

и отправляй его на бесплатную проверку с подробным описанием ошибок и их исправлением!

В обмен разреши разместить свою работу на данном сайте анонимно, под псевдонимом или под собственным именем.


Все темы мини-сочинения (эссе)

(из открытого банка заданий ЕГЭ Федерального института педагогических измерений)


Социальная психология

«Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

Смысл высказывания:
В данном высказывании выделяется сразу несколько аспектов. Наиболее общий аспект – социум как система, как целое, состоящее из частей. В рамках этой общей проблемы выделяется тема социализации и социального взаимодействия. И наиболее узкие аспекты – тема взаимопомощи в процессе деятельности и тема становления человеческой психики.


«Личностью не родятся, личностью становятся» (А.Н. Леонтьев).

Смысл высказывания:
Главная проблема, затронутая автором – это социализация индивида. Каждый человек – индивид, рожденный с набором психофизиологических качеств, потребностей, задатков. Личность – результат социализации, усвоения индивидом общественных норм, ценностей, образцов поведения и т.д.. Однако, если задуматься над высказыванием А.Н. Леонтьева, то выявляется и такой аспект, как индивидуализация. Оказывается, чтобы стать Личностью с большой буквы необходимо научиться отстаивать свои убеждения, свою неповторимость, обрести целостность и социальную устойчивость, реализовать свою уникальность.


«Именно стратегическая организация поведения включает интеллект и волю в структуру личности, соединяя их с потребностями, интересами, всей мотивацией поведения личности» (Б. Г. Ананьев).

Смысл высказывания:
Речь идет об одном из важнейших механизмов, описанных в рамках психологии личности, - механизме формирования структуры деятельности. Психика человека предстает примерно так: есть данные от рождения индивиду потребности, в процессе деятельности человека формируются мотивы и интересы, постепенно в обществе из индивида вырастает личность. Но как стало возможным, чтобы деятельность человека обрела сознательный волевой характер? Ведь именно это предопределило успех человечества. Этим вопросом задается автор высказывания.


«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» (Б. М. Теплов).

Смысл высказывания:
Необходимо различать способность как социальное качество, и задатки, как качество индивида. Рождаясь, человек обладает множеством физиологических особенностей, психических качеств, задатков. Часто мы наблюдаем, как маленький ребенок с удовольствием поет, танцует, рисует, читает книги, смотрит мультики, стремится помочь старшим в чем бы то ни было. Это говорит о широком спектре возможностей человека. Однако не все вырастают музыкантами, художниками, писателями. По мере взросления навыки человека совершенствуются в какой-то отдельной области. И это совершенствование определено тем видом деятельности, которую избрал человек.


«Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне).

Смысл высказывания:
Человек рождается в обществе, психика и сознание человека имеют социальную природу, так же как и его деятельность. Без общества человек теряет свою сущность. Уже ребенком, чтобы обрести себя, человек нуждается в другом человеке – он как бы видит свое отражение близких людях.


«Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность – отстаивают» (А.Г. Асмолов).

Смысл высказывания:
Только что появившийся на свет человек – индивид. У него уже есть потребности, задатки, особенности темперамента и т.д.. Попав в социум, человек начинает развиваться как личность, приобретает знания, навыки, привычки, социальные установки. Но в какой-то момент человек начинает отстаивать собственную неповторимость на фоне окружающих. Индивидуальность – результат волевого самосовершенствования личности.


«Один и тот же человек, входя в разные коллективы, меняя целевые установки, может меняться – иногда в очень значительных пределах» (Ю.М. Лотман).

Смысл высказывания:
Речь идет о таком аспекте личности, как изменчивость. Принято считать, что это свойство является негативным на фоне устойчивости личности. Устойчивая личность целостна, неизменна в своих идеалах, установках, решениях. Тогда как изменчивая личность подвержена, словно малое дитя, сиюминутным желаниям, неспособна ранжировать свои потребности, всегда конформна в социальной группе. Однако Ю.М. Лотман говорит об изменчивости как способности личности адаптироваться в новой группе. Адаптация – первый и необходимый этап социализации в группе. Необходимо выявить негативные и позитивные проявления адаптации в группе.


«Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А. Н. Леонтьев).

Смысл высказывания:
Существует множество научных и околонаучных теорий антропосоциогенеза. Проблема сущности человека является основополагающий для понимания всех процессов, происходящих в обществе. А.Н. Леонтьев предлагает деятельностную теорию антропогенеза. Деятельность понимается им как основной фактор возникновения личности и психики.


«Личность – это человек как носитель сознания» (К. К. Платонов).

Смысл высказывания:
Сознание – это субъективное отражение внутренней и внешней по отношение к человеку реальности. Сознание носит социальный характер. Оно формируется в обществе в процессе деятельности человека. Личность человека – результат социализации. По мере усвоения человеком социальных норм, ценностей, установок, знаний и умений формируется сознание.


«В спорах забывается истина. Прекращает спор умнейший» (Л.Н. Толстой).

Смысл высказывания:
Со времен античности известно выражение: «В споре рождается истина». Однако античное понятие «спор» отличается от современного. Когда-то спор осмыслялся, скорее, как диалог. Л.Н. Толстой придает иной смысл этому понятию. Спор для него – это ненужная борьба мнений, ни к чему не ведущая и бесплодная. А тот, кто способен размышлять, тот, кто стремится к настоящему знанию, не будет участвовать в борьбе мнений. И когда этот человек достигнет знания, то сможет противопоставить это знание всем мнениям, тем самым завершив спор.


«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» (И.В. Гёте).

Смысл высказывания:
Часто человек живет в мире грез, фантазий. Часто он словно спит наяву. Мысли человека текут сами собой. Так рождаются фантастические образы и небывалые сюжеты. В реальном мире создать что-либо без усилий невозможно. Тяжким трудом человеку дается даже самое необходимое – хлеб, вода, крыша над головой. Что уж говорить о настоящих замках и храмах. Но самым удивительным в человеке является то, что он способен таки наяву воплощать свои мечты. Этому посвятили свои жизни лучшие умы человечества – Архимед, Леонардо да Винчи, Михайло Ломоносов, Сергей Королев и многие другие.


«Прежде всего поучай сам себя, тогда научишься чему-либо от других» (И.В. Гете).

Смысл высказывания:
С самого детства мы встречаем самых разных людей. Среди них и те, кто обладает важным и ценным знанием, умеет многое и способен передать это нам. Однако сколь бы ни были усердны учителя, какие бы методики они не применяли без внутреннего желания человека понять как устроен он сам и мир, его окружающий, без собственного стремления к познанию, без саморефлексии сложно понять и принять чужой опыт. Особенно это касается нравственного жизненного опыта.


«Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев).

Смысл высказывания:
С точки зрения научного обществознания личность – это набор социально значимых черт, определяющих человека как члена того или иного общества. Однако сущность человека определяется таким важнейшим качеством, как свобода воли. Когда человек научился совершать действия не по наитию и не по привычке, а в результате собственного обдуманного свободного решения, тогда можно говорить о том, что он зрелая личность.


«...Все люди нуждаются друг в друге, и... вы ожидаете помощи от себе подобных точно так же, как они ждут ее от вас» (Д. Дидро).

Смысл высказывания:
Социальное взаимодействие происходит в различных формах. Это могут быть отношения партнерства, соперничества, конкуренции, борьбы. Автор высказывания указывает на то, что главной формой социального взаимодействия является взаимопомощь. Понимание взаимозависимости друг друга в противовес эгоистической позиции – основа мира и процветания для каждого члена общества.


«Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его – и мысли его спутаются, характер ожесточится» (Д. Дидро).

Смысл высказывания:
Сознание, речь, деятельность и даже эмоциональная сфера – все эти сферы жизни человека имеют социальный характер. Утрата социального фактора способна довести человека до безумия, а иногда и до животного состояния.


«Заблуждение всегда противоречит себе, истина – никогда» (К. Гельвеций).

Смысл высказывания:
Познавая мир, человек часто сталкивался с противоречиями, с тем, что будто бы не может существовать одновременно. И тогда он начинал искать непротиворечивое знание, которое бы по-настоящему объясняло положение дел. В процессе такого поиска были сформулированы законы логики понятие истины. Истинная мысль адекватно и непротиворечиво отражает предмет познания. Ложная мысль всегда наткнется на противоречие.


«Нет покровителей надежнее, чем наши собственные способности» (Л. Вовенарг).

Смысл высказывания:
Человек выглядит слабым по сравнению с многими представителями животного мира. Однако он оказался самым сильным на планете, он научился предсказывать природные явления, использовать физические законы в своих целях, управлять психическим и социальными процессами. В процессе деятельности человек развивает свои природные задатки, они превращаются в способности – физические, интеллектуальные, нравственные. Важнейшим фактором в этой трансформации становится воля человека, способность к целеполаганию.



Социология, социальная психология

«Человеку недостаточно познать самого себя, нужно найти также способ, с помощью которого он сможет разумно показать, проявить себя и в конце концов изменить себя и сформировать». (Ф. Бэкон)

«Свойства личности никак не сводятся к её индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное». (С.Л. Рубинштейн)

«Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью». (А. Эйнштейн)

«Общественное мнение, будучи состоянием массового сознания, далеко не всегда бывает прогрессивным, то есть отражает идеалы справедливости и гуманизма». (В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко)

«Есть только одна подлинная ценность – это связь человека с человеком». (А. де Сент-Экзюпери)

«Человек – это нечаянная, прекрасная попытка природы осознать самоё себя». (В. Шукшин)

«Человек может обрести себя, прийти к знанию своей индивидуальности исключительно через посредника –социальную жизнь». (Э. Кассирер)

«Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.А. Бердяев)

«Личный пример не просто лучший метод убеждения, а единственный». (А. Швейцер)

«Человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития». (Э. Фромм)

«Знания, представления о себе накапливаются уже в раннем детстве… Другое дело –самосознание, осознание своего "я". Оно есть результат, продукт становления человека как личности». (А.Н. Леонтьев)

«Общественная ценность личности во многом определяется тем, какие потребности у неё преобладают». (Я.Л. Коломинский)

«Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты». (М. Малерб)

«Трудности порождают в человеке способности, необходимые для их преодоления». (У. Филлипс)

«Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).

«У богатого, свободного, образованного – одна степень удовлетворения потребностей, у бедного и измученного – другая» (Н.М. Амосов).

«Наряду с законами государственными есть ещё законы совести, восполняющие упущения законодательства». (Г. Филдинг)

«Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок». (А.Н. Толстой)

«Моральную силу невозможно создать параграфами закона». (К. Маркс)

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них – родиться в нужной семье». (Д. Трамп)

«Настоящий патриотизм как частное проявление любви к человечеству не уживается с неприязнью к отдельным народам». (Н.А. Добролюбов)

«Социальный статус родителей человека обычно оказывает небольшое непосредственное воздействие на его профессиональные достижения». (П. Блау)

«Юность – весеннее время человека, в которое засеваются семена на будущие годы жизни». (Я. Княжнин)

«Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель)

«Приспособляемость – естественный способ выживания». (Ю. Кантор)

«Принцип морали есть счастье, но не такое счастье, которое сосредоточено на одном и том же лице, а счастье, распределённое между различными лицами». (Л. Фейербах)

«Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство». (Р. Уэйтли)

«Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением для человека». (В.Г. Белинский)

«Правила поведения – это перевод добродетели на общедоступный язык». (Ф. Бэкон)

Философия

«В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природой, – не только не благо, но несомненное и очевидное зло» (Л. Н. Толстой).

«Общество – свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого» (Сенека).

«Без борьбы нет прогресса» (Ф. Дуглас).

«Человек – нечаянная, прекрасная, мучительная попытка природы осознать самое себя» (В.М. Шукшин).

«Тот, кто не изучил человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей» (Н.Г. Чернышевский).

«Без многого может человек обойтись, только не без человека» (Л. Берне)

«Искусство должно учить любить добродетель и ненавидеть порок» (Д. Дидро).

«Прогресс технологии одаряет нас все более совершенными средствами для движения вспять» (О. Хаксли).

«Природа не знает никаких прав, ей известны только законы» (Д. Адамс).

«Природа – единственная книга, все страницы которой полны глубокого содержания» (И. Гете).

«Искусство и жизнь не одно, но должны стать во мне единым, в единстве моей ответственности» (М.М. Бахтин).

«Нам следовало бы стремиться познавать факты, а не мнения, и, напротив, находить место этим фактам в системе наших мнений» (Г. Лихтенберг).

«Познание и жизнь неотделимы» (Л. Фейхтвангер).

«Цивилизованное общество напоминает ребенка, который ко дню своего рождения получил слишком много игрушек» (Д. Томсон).

«Современная цивилизация: обмен ценностей на удобства» (С. Лем).

«Мы были достаточно цивилизованны, чтобы построить машину, но слишком примитивны, чтобы ею пользоваться» (К. Краус).

«Природа покоряется лишь тому, кто сам подчиняется ей» (Ф. Бэкон).

«Человечество стоит на распутье между смертельным отчаянием и полным вымиранием. Господи, даруй нам мудрость сделать правильный выбор!» (В. Аллен).

«Человечество, как оказалось, не способно решить ни одной своей проблемы, но способно пережить их все» (Д. Джеролд).

«Мы не можем ждать милостей от природы; взять их у нее – наша задача» (И. Мичурин).

«Мы не можем ждать милостей от природы после всего, что мы с ней сделали» (В. Коняхин).

«Познавать – значит сопоставлять восприятие извне с внутренними идеями и выносить суждение о том, насколько то и другое совпадает» (И. Кеплер).

«Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание». (Ж.-Ж. Руссо)

«Всякая перемена прокладывает путь другим переменам». (Н. Макиавелли)

«Искусство, религия, философия или наука составляют проявления подлинной человеческой сущности». (Л. Фейербах)

«Знание – орудие, а не цель». (Л. Толстой)

«Всякая наука есть предвидение». (Г. Спенсер)

«Знание –сокровищница, но ключ к ней – практика». (Т. Фуллер)

«Революция –варварская форма прогресса». (Ж. Жорес)

«Наука –это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)

«Мир нужно изменять, иначе он неконтролируемым образом начнёт изменять нас самих». (С. Лем)

«…без полноценного усвоения традиционной грамотности компьютерная грамотность не может быть использована во всех своих возможностях, человек превращается в компьютер». (И.А. Негодаев)

«Как человеческое творение культура превосходит природу, хотя её источником, материалом и местом действия является природа». (П.С. Гуревич)

«У человечества нет никакой цели, никакой идеи, никакого плана, так же как нет цели у вида бабочек или орхидей. (О. Шпенглер)

«Совместное гармоничное развитие Природы и Общества есть центральная проблема современной жизни. И выработке совместной стратегии человечества, имеющей целью обеспечение этой гармонии, предстоит занять важнейшее место в коллективных усилиях всех стран земного шара». (Н.Н. Моисеев)

«Деятельность человека не дана природой всецело, хотя и связана с тем, что природа даёт сама по себе». (П.С. Гуревич)

«Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». (Э. Тоффлер)

«Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности, человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли». (С. Смайлс)

«Знания раскрывают нам двери, но войти в них мы должны сами». (Д.С. Лихачёв)




Экономика

«Значение непроизводственных активов сегодня растёт. Идеи, люди, групповая работа, коммуникации, энтузиазм и, наконец, знания». (А.М. Веббер)

Смысл высказывания:
Долгое время экономисты называли среди факторов производства только труд, землю и капитал. Однако в 20 веке произошел перелом в воззрениях. Важнейшими факторами производства стали считать предпринимательскую способность и информацию. Эти важнейшие ресурсы связаны между собой. Предпринимательская способность – это, конечно, особое качество человека. Предприниматель имеет знания, опыт, энтузиазм. И на их основе он соединяет наиболее эффективным образом землю, труд и капитал. Информация – это собирательное понятие. Сюда можно отнести и упомянутые знания предпринимателя, и образование вообще, и науку.


«Богатство – это сбережения многих в руках одного». (Ю. Тувим)

Смысл высказывания:
Одной из самых острых проблем для общества является неравенство – неравномерное распределение благ (денег, власти, образования, престижа) среди членов общества. Ю.Тувим говорит о том, что неравенство несправедливо. И тезис Ю. Тувима о сути этой несправедливости: один человек владеет тем, что на самом деле принадлежит (возможно, не по закону, а по этическому принципу) другим людям, которые, возможно, вложили много сил в создание благ, а потому могли бы жить лучше.


«Товар может быть олицетворением инженерной мечты и кошмаром для сбыта одновременно». (Д. Хьюджес)

Смысл высказывания:
Современный маркетинг основан на понятии «рынок потребителя». Решение, что производить, производители принимают не исходя из собственных воззрений о хорошей вещи или услуге, а на основе детального исследования предпочтений и покупательной способности целевой аудитории. Иначе может возникнуть ситуация, когда новый продукт вопреки своей красоте и совершенству оказывается ненужным рядовому потребителю, его не покупают. Кроме того, даже нужный товар может быть столь высокотехнологичным, что его себестоимость и, соответственно, цена слишком высока. Это тоже станет причиной низкого спроса.


«Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Смысл высказывания:
В условиях рыночной конкуренции производители борются за спрос потребителей. Потребители поступают рационально – они стремятся удовлетворить максимум своих потребностей по наименьшей цене. Поэтому производители перед тем, как выпустить новый товар, должны ответить на ряд вопросов о потребителях: «Кто будет покупать товар?» «Какие потребности товар будет удовлетворять?» «По какой цене потребители смогут приобрести товар?»


«Ключевая концепция нынешнего десятилетия – скорость. Здесь и скорость изменения характера бизнеса, и динамика изменения образа жизни потребителей и их запросов». (Б. Гейтс)

Смысл высказывания:
Глобальная экономика, повсеместная информатизация и компьютеризация, рост производства и потребления – условия, в которых бизнес-решения нужно принимать очень быстро. Потребители все более придирчивы к качеству, на их спрос влияет очень много факторов (мода, СМИ, научные исследования и пр.). В то же время, появляются все новые потребности, на которые первым реагирует самый информированный производитель.


«Важно разрабатывать разные технологии, чтобы экономика не сильно зависела от нефти, и заниматься экологией». (С.М. Брин)

Смысл высказывания:
Нефть – это важнейший ресурс. Одни страны вынуждены покупать нефть в больших количествах, чтобы обеспечить свои производственные мощности. А для других стран, продающих нефть, она является основным источником дохода. Однако такая зависимость от нефти опасна – и с точки зрения экологии, и с точки зрения инфляционных процессов, и с точки зрения финансовых систем. Единственный способ избежать опасности – найти хотя бы частичную замену нефти. Это значит, что необходимы современные экологически чистые виды топлива в частности и энергии в целом.


«Чтобы оставаться здоровой, современная экономика периодически нуждается в кризисе». (В. Швебель)

Смысл высказывания:
Считается, что рыночная экономика циклична. В. Швебель говорит о среднесрочных (деловых экономических циклах). Каждый цикл включает этапы оживления, роста, спада и стагнации. На этапе экономического роста количество инвестиций увеличивается, растет производство, спрос на рабочую силу, спрос на товары и услуги, на деньги; денежная масса увеличивается, темпы инфляции также растут. Постепенно экономика перегревается – происходит товарное, денежное и капитальное перенакопление. И начинается спад. Это многие называют кризисом. Естественный процесс, когда сокращается потребление, а вслед за ним и производство; темпы инфляции замедляются, а деньги становятся дороже.


«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство» (Б. Авербах).

«Главная польза капитала не в том, чтобы сделать больше денег, но в том, чтобы делать деньги ради улучшения жизни» (Г. Форд).

«Если мы планируем слишком много, т. е. отдаем слишком большую власть государству, то свобода будет потеряна, и это поставит крест и на самом планировании» (Карл Раймунд Поппер).

«Деньги – это ничтожные куски бумаги или металла, но они дают их владельцу законное право на огромное количество хлеба или пива, бриллиантов или автомобилей, да и мало ли на что еще» (Г. Шоу).

«Золотой век был тогда, когда золото не властвовало» (К.Ф. Лезе-Марнезиа).

«Погоня за прибылью – единственный способ, при помощи которого люди могут удовлетворять потребности тех, кого они вовсе не знают». (Ф. Хайек)

«Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни». (Г. Форд)

«Каждый живёт, продавая что-то». (Р.Л. Стивенсон)

«Индивидуум, движимый только жаждой денег, явно болен. То же, я полагаю, можно сказать о компании, единственная цель которой – прибыль». (Р. Хэйан)

«Существует только один босс – Потребитель. И он может уволить любого из компании, начиная с руководства, просто тратя деньги где-то ещё». (С. Вальтон)

«Экономика меняется вместе с жизнью». (С. Вайн)

«Первая цель – качество, а прибыль сама придёт». (Из постулатов менеджмента)

«Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)

«Бизнес может зайти в тупик, если сосредоточится не на покупателях, а на конкурентах». (Д. Безос)

«Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, которые оно ежегодно оставляет в карманах граждан». (И. Этвеш)

«Предпринимательская деятельность служит интересам не только индивидуума, но и общества в целом». (С.Н. Канарейкин)

«Бизнес – это искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию». (М. Амстердам)

«Владельцы капитала будут стимулировать рабочий класс покупать всё больше и больше товаров и техники, толкая их тем самым брать всё более дорогие кредиты». (К. Маркс)

Социология

«Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность – национализм» (И. Н. Шевелев).

«Национализм – это не любовь к своей нации, а ненависть к чужой» (И.Н. Шевелев).

«Корни национализма – в разделении населения на коренное и некоренное» (И.Н. Шевелев).

«Свой долг родителям дети отдают своим детям» (И.Н. Шевелев).

«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).

«Статусные группы выступают специфическими носителями всякого рода условностей» (М. Вебер).

«Социальный статус означает реальные притязания на позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа» (М. Вебер).

«Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида» (М. Янг).

«Каждый человек – творец собственного благополучия» (Р. Стил).

«У каждой нации – велика она или мала – есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И. Н. Шевелев).

«…Только одно равенство для всех: равенство предварительных условий для деятельности» (В. Дудинцев).

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть» (К. Гельвеций).

«Человек определяется не только природными качествами, но и приобретенными» (И. Гете).

«Кто не идет в университет как в храм науки, тот идет в него как в преддверие карьеры» (Д.И. Писарев).

«Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).

«Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы возвращаемся» (А. Монтерлан).

«Семья – основа сообществ, клеточка их тела. С ней связаны все святыни, которые отличают человека от муравьев и пчел» (Г. Честертон).

«Неравенство – такой же хороший закон природы, как и всякий другой» (И. Шерр).

«Национализм гораздо более связан с ненавистью к чужому, чем с любовью к своему» (Н. Бердяев).

Политология

«Величие великого человека обнаруживается в том, как он обращается с маленькими людьми». (Т. Карлейль).

«Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)

«Величие и святость государства состоит, прежде всего, в неуклонном осуществлении справедливости» (А. Сталь).

«Государство – территория власти» (А. Круглов).

«Принцип демократии разлагается не только тогда, когда утрачивается дух равенства, но также и тогда, когда дух равенства доводится до крайности и каждый хочет быть равным тем, кого он избрал в свои правители» (Ш.-Л. Монтескье).

«При демократии человек не только наслаждается предельно возможной властью, но и несет предельно огромную ответственность» (Н. Казинс).

«Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство» (Вольтер).

«Демократия есть механизм, гарантирующий, что нами управляют не лучше, чем мы того заслуживаем» (Дж. Б. Шоу).

«Лучшее лекарство от болезней демократии – больше демократии» (А. Смит).

«Если же не к общему благу многих, но к собственному благу правителя устремлено правление, будет правление несправедливо и извращено» (Фома Аквинский).

«Самым лучшим правительством будет то, которое поменьше будет править, тесно замкнувшись в своих законных привилегиях, и которое предоставит свободное поле инициативе каждого» (Э. Абу).

«Партия есть организованное общественное мнение» (Б. Дизраэли).

«Искусство политики – это искусство делать так, чтобы каждому было выгодно быть добродетельным» (К. Гельвеций).

«Большинство имеет за собой власть, но не право; меньшинство всегда имеет за собой право» (Генрик Ибсен).

«В механике часто приходится сталкиваться с силой трения, которая изменяет или опрокидывает выводы неверной теории; подобная сила трения действует и в политике» (Ш. де Монтескье).

«Один человек плюс закон – уже большинство» (К. Кулидж).

«Политики упрекают поэзию в том, что она далека от жизни; но поэты могли бы заметить политикам, что их политика нередко еще дальше от жизни» (К. Ижиковский).

«Чтобы власть стала сильнее, следует её ограничить». (Л. Бернэ)

«Власть должна находить опору в мыслях и чувствах народа». (Б.Н. Чичерин)

«Общественная свобода есть не что иное, как пунктуальное соблюдение общественных законов, справедливых и равных для всех». (К.Д. Бота)

«Справедливость без силы беспомощна, а сила без справедливости деспотична». (Б. Паскаль)

«Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов». (Вольтер)

«Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

«Для гражданина политическая свобода есть душевное спокойствие, основанное на убеждении в своей безопасности». (Ш. Монтескьё)

«Демократия не может стать выше уровня того человеческого материала, из которого составлены её избиратели». (Дж. Б. Шоу)

«Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа». (А. Линкольн)

«Если вы не будете заниматься политикой, политика займётся вами». (Ш. Монталамбер)

«Тоталитаризм –образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». (А.Н. Круглов)

«Растущее количество информации о политике должно перейти в качество политического участия, гражданского самоуправления и контроля». (В.В. Путин)

«Демократия означает возможно полную свободу личности, свободу её исканий, свободу состязания мнений и систем». (П.И. Новгородцев)

«Информация воспринимается как инструмент политического воздействия». (Ю. Кантор)

«"Разделяй и властвуй" –мудрое правило, но "объединяй и направляй" ещё лучше». (И.В. Гёте)

«Обязанностям правительственной власти соответствуют права; её правам –обязанности подвластных». (В.М. Гессен)

«Законодательная власть – сердце государства; власть исполнительная – его мозг». (Ж.-Ж. Руссо)

«Чтобы сделать из людей хороших граждан, им следует дать возможность проявить свои права граждан и исполнять свои обязанности граждан». (С. Смайлс)

«Всякая беспартийность искусственна. Человек всегда партиен и глубоко прав в этом. Сама беспартийность партийна». (Г.К. Лихтенберг)

«Ни одна страна не может долго наслаждаться счастьем и спокойствием, если народ её не увеличивает постепенно свою власть, не расширяет своих прав…» (Г. Бокль)

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». (Сенека)

«Демократический контроль может помешать власти стать диктатурой, но для этого следует потрудиться». (Ф. Хайек)

«Самая жестокая тирания – та, которая выступает под сенью законности, под флагом справедливости». (Ш. Монтескьё)

Правоведение

«Закон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется» (Демокрит)

«Любое злодеяние имеет собственную мораль, которая его оправдывает» (В. Швебель).

«Права влекут за собой обязанности» (Латинское юридическое изречение).

«Когда закон дает право, он также дает и средство его защиты» (Латинское юридическое изречение).

«Не быть подчиненным никакому закону – значит быть лишенным самой спасительной защиты, ибо законы должны нас защищать не только от других, но и от себя самих» (Г. Гейне).

«Законодательство стремится поставить свободу личности в те границы, в которых она, подчиняясь общим законам, совместима со свободой каждой другой личности» (И. Кант).

«Закон не может быть законом, если за ним нет силы, могущей принудить» (Д. Гарфилд).

«Если закон не встречает уважения в глазах блюстителей оного, то он не имеет святости в глазах народа» (А.С. Пушкин).

«Одни преступления открывают путь другим» (Сенека).

«Лучшие законы не помогут, если люди никуда не годятся» (В. Швебель).

«Законы нас защищают не только от других, но и от самого себя». (Г. Гейне)

«У того, кто решит изучать законы, не останется времени их нарушать» (И.В. Гете).

«Урегулирование всех параметров бизнеса с помощью закона – дело бесперспективное и даже вредное». (Т.В. Кашанина)

«Право и долг подобны пальмам, которые не приносят плодов, если не растут одна рядом с другой». (Г. Ламенэ)

«Когда в законах признаются произвол, насилие, своеволие, то право немногим отличается от прямого произвола власти». (С.С. Алексеев)

«Иные вещи легче ввести в закон, чем узаконить в общественном мнении». (Н. Шамфор)

«Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он до времени не превратился в ад». (В.С. Соловьёв)

«Мудрый законодатель начинает не с издания законов, а с изучения их пригодности для данного общества». (Ж.-Ж. Руссо)

«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив». (А.Ф. Кони)

«Когда авторитет законов захватывает не только поступки, но и мнения, всё законодательство становится на слишком опасную почву, и в то же время страдает индивидуальность и независимость каждого». (Г. Бокль)

«Легче создавать законы, чем следовать им». (Наполеон Бонапарт)

«Правом устанавливаются границы, в которые интерес вносит жизненное содержание». (Б.Н. Чичерин)

«Право и нравственность определяют две разные области человеческой свободы: первое касается исключительно внешних действий, вторая даёт закон внутренним побуждениям». (Б.Н. Чичерин)

«Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставляются». (Сенека)

«Не следует законами достигать того, что можно достигнуть улучшением нравов». (Ш. Монтескьё).

«Судебное решение должно приниматься за истину». (Латинское юридическое изречение)

«Закон не может делать людей свободными: сами люди должны делать закон свободным». (Г. Торо)

«Не выноси приговора, не выслушав обе стороны». (Солон)

«Закон – величественная статуя, перед которой снимают шляпу, но проходят мимо». (И. Тэн)

«Закон определяет власть каждого должностного лица». (В.И. Даль)

«Для общества важно, чтобы каждый его член энергично защищал свои права… но тем более заинтересовано оно в том, чтобы правовая сторона одержала верх…» (Е.В. Васьковский)

«Сила государственных законов как права заключается в возможно большем соответствии их воле, интересам и идеалам не властвующего, а подвластных». (Н.И. Палиенко)

«Право – это искусство добра и справедливости». (Изречение римского права)


Эссе (мини-сочинение) – особый жанр. Он отличается живостью слога, высокой смысловой нагруженностью каждого высказывания, полемичностью, экспертной позицией автора. На экзаменах и олимпиадах по обществознанию мини-сочинение играет важнейшую роль. Хорошее мини-сочинение существенно повышает оценку экзаменационной работы и часто является залогом победы на олимпиадах.

Этот сайт создан, прежде всего, для тех, кто готовится к ЕГЭ по обществознанию.

Юный автор! Мы искренне желаем тебе удачи в твоем интересном начинании!


Мы рекомендуем:
Нужно качественно подготовиться
к ЕГЭ по обществознанию?
Хорошие специалисты,
которые любят свое дело!



Баллы за эссе на ЕГЭ по обществознанию. Критерии оценивания на реальных примерах от экспертов ФИПИ:

Эссе на 5 баллов,
Эссе на 3 балла,
Эссе на 2 балла,
Эссе - 0 баллов.


-время собирать факты!


Мы собрали и прокомментировали видео – передачи, лекции, выступления по вопросам, напрямую связанным или близким к темам твоих эссе. Это поможет провести свободное от занятий время с пользой, погрузиться в дискуссионную атмосферу того, что тебя интересует.

На ЕГЭ важным критерием оценивания мини-сочинения является качество фактической аргументации. Факты и примеры должны быть почерпнуты из таких источников, как СМИ, разнообразные области научного знания, личные наблюдения и опыт. Наша подборка видео не только поможет повысить эрудицию, но и станет источником интересных фактов и аргументов из общественной жизни.

Редакция сайта не всегда разделяет мнение выступающих, однако, оставляет тебе возможность сформировать собственную позицию.

Общий план эссе для ЕГЭ по обществознанию в 2017 году

  1. Вводный абзац – 3-4 предложения. О чем выбранное высказывание автора. Суть проблемы своими словами.
  2. Собственная позиция – 1 предложение. Например: «Я полностью согласен с высказыванием автора», «Я разделяю позицию автора лишь отчасти», «Позиция автора, на мой взгляд, довольно спорная» и т.п..
  3. Намерение: как будет излагаться тема – 1-2 предложения. Например: «Перечислим ряд аспектов заданной проблематики»; «Далее дадим определения ключевых понятий темы»; «Разберемся подробнее в аргументах «за» и «против» и т.п..
  4. Теоретическая часть работы: аспекты, определения, классификации, аргументы и т.д.. – 1-2 абзаца по 3-5 предложений. По ходу рассуждения должно быть дано хотя бы одно явное определение!
  5. Практическая аргументация – 2 абзаца по 2-5 предложений. Минимум 2 примера из разных источников (любые общеобразовательные предметы, СМИ (включая статистические данные), собственный жизненный опыт).
  6. Вывод – 2-3 предложения.

Порядок пунктов плана эссе может быть произвольным.